Богатство и религия, или грех ли быть богатым


автор-Administrator.

 

Сколько раз мне приходилось слышать от “верующих”, что деньги это зло, что богатство-это грех, что богатым в рай не попасть и лучше жить в нищете, зато попасть в рай. С чего они это взяли? В Библии так сказано! Но, как выяснялось в процессе общения с такими людьми, они просто слышали звон, не зная, где он. Библию большинство из них даже и не открывало. Для некоторых людей религиозные предрассудки могут стать одним из препятствий в деле достижения благополучия, поэтому я решил детально изучить проблему и написать данную статью.

Итак, давайте разберемся, действительно ли деньги-зло, а быть богатым это плохо, грешно, и таким закрыта дорога в Царство Небесное. В основном я буду рассматривать православную христианскую религию, т.к. она является в России основной. Да и детально разбирался я именно с этим учением. В других достаточно распространенных религиях есть много общего во взгляде на богатство с христианством, а именно, богатство не осуждается, хотя достижение его ни в коем случае не является главной целью жизни. Для тех, кому интересно отношение к материальному благополучию таких религий, как ислам, иудаизм, индуизм, будизм, я специально подобрал статьи по этой теме, ссылки вы найдете в конце этой статьи.

В Библии, точнее, Евангелии, есть такие высказывания:

"Не можете служить Богу и маммоне" (Матф. 6; 24.) . Во многих высказываниях Иисуса богатство олицетворяется в образе маммоны. (В арамейском языке того времени это слово означало "собственность" и могло иметь, в зависимости от контекста, как негативную, так и нейтральную окраску.) Иисус смотрит на маммону так же, как ветхозаветные пророки смотрели на идолов: она отвращает людей от полной преданности Богу. Так ли это на самом деле? Не стоит забывать, что христианство зародилось в среде бедняков, естественно, их отношение к богатым было негативным. Можно заметить, что в Библии бедняки показаны положительными людьми, а богатые наоборот, отрицательными. Наблюдение за народом в реальной жизни опровергает это. В лицах бедных людей чаще всего видна зависть по отношению к богатым, осуждению богатства и стремления к нему. Кроме того, эти люди еще чаще всего недовольны своей судьбой (и своей бедностью в первую очередь), несмотря на то, что сами ничего не делают для того, чтобы эту судьбу изменить. И зачастую пытаются найти виноватых, причем всегда на стороне.
Как раз в богатых районах города, где живут состоятельные люди, меньше вероятность нападения всяких отморозков. Другое дело бедные кварталы. Там запросто, средь бела дня, могут избить и ограбить. Негативная аура таких мест часто ощущается физически.
Так что же мешает заниматься бизнесом и вести праведную жизнь, заниматься благотворительностью, ходить в церковь, молиться? Да ничего не мешает! Приведу исторические примеры о богатых праведных людях:

Немытов Иван Михайлович. Богатый купец из г.Орла, проводивший тайную подвижническую жизнь в миру. Почитался в народе как мудрый старец. Духовное чадо схимон. Афанасия Площанского и прпп. Льва и Макария Оптинских. Первую половину жизни весьма успешно занимался торговыми делами, нажил значительное состояние, которым в дальнейшем воспользовался с наивысшим благоразумием. Живя среди своего многолюдного семейства, окруженный детьми и внуками, имея около ста человек прислуги, Немытов ежедневно посещал все богослужения, кроме того, в течение дня читал Священное Писание, Псалтирь, акафисты, каноны, а также святоотеческие книги. Хотя Немытов не имел даже школьного образования, к нему, тем не менее, во множестве шли люди-за назиданием и мудрым советом. В схиму постригся за три недели до смерти.

Частым посетителем кельи прп. Макария Оптинского был еще один незаурядный мирянин-болховской купец Василий Куркин. Этот праведник также был замечателен своим благочестием. Правда, в отличие от Немытова, он был по началу человеком бедным. Однако со временем Господь, по молитвам старцев, благословил возросшего в подвижничестве Куркина не только духовным, но и земным богатством-из бедняка он сделался миллионером. Информация из книги "Подвиг в миру" составитель Новиков Н.М, стр. 369-370. В этой книге указаны и другие очень богатые, но в тоже время праведные люди. Кому интересно, купите книгу, почитайте.
Таким образом, не всегда богатство мешает праведности, хотя на самом деле представляет опасность, когда оно становится главной целью жизни. Вот об этом и предупреждал Христос.

Весьма интересна и поучительна притча о богаче и бедном Лазаре. (Лук. 16; 19-31.) В этой притче рассказывается, как богач жил себе в свое удовольствие, а бедный Лазарь лежал у ворот его дома в струпьях, и желал напитаться крошками, падающими со стола богача. Вот что говорит об этой притче свт. Иоанн Златоуст:
"Если бы при жизни ты поделился с Лазарем своим добром, то теперь разделил бы с ним царство; если бы тогда был сострадателен к бедным, то теперь избежал бы тяжкого осуждения, - потому что "блажен, кто помышляет о бедном! В день бедствия избавит его Господь" (Пс. 40;2). Щедро бросай богатством твоим в бедных, чтобы заровнять им ту огнепальную бездну; обильным потоком пусть струится твое милосердие, чтобы потушить тот пламень; поддержи жизнь сирот – и вот ты убил уже неусывающих червей; отри слезу вдовы – и ты освободил душу свою от гнета грехов. Для того ведь тебе и прочтено это, чтобы ты, идя по следам немилосердного богача, не подвергся тому же самому наказанию в геенне. А ты, бедный, не унывай и не падай духом, как бы волны бедности тебя не стеснили. Взирай на славнейшего Лазаря, сюда устремляй свой взор и днем и ночью, чтобы, управляя свою жизнь рулем терпения, ты достиг той же самой спасительной пристани, во Христе Иисусе Господне нашем, Которому слава во веки веков. Аминь."

В процессе написания данной статьи у меня возникли интересные мысли на счет этой притчи. А ведь неспроста Бог послал бедного Лазаря к богачу! Во-первых, Лазарь был болен, он не мог работать(лежал в струпьях, видимо, проказа), вот таким людям при возможности помогать необходимо! Во- вторых, это была проверка для богача. И он ее не прошел, за что и попал в ад.

Совершенно случайно я нашел подтверждение своим мыслям в иудаизме: "С точки зрения еврейского вероучения, изыскание средств существования для бедного – это не только его собственная забота, более обеспеченные члены общины должны помогать бедным. Все евреи обязаны отдавать по крайней мере десятую часть своего заработка на благотворительность. На самом деле, иудаизм утверждает, что эта десятая часть и не принадлежит человеку. Она лишь оказывается у него в руках, с тем чтобы он решил, на какой вид благотворительности направить эти деньги. Оставить все заработанное себе, означает, фактически, ограбить бедных." Глубинный смысл притчи в том, что у Бога продумано все, именно для того, чтобы немощные, больные люди не умирали с голода, и существуют богатые, которые обязаны помогать бедным! То есть в притче богач считал все свое богатство своим личным достижением, чем и оскорбил Бога со всеми вытекающими последствиями. Вот это и есть то самое служение маммоне, когда помешавшись на деньгах, забывают обо всем остальном!

И еще одна притча: . "И вот, некто, подойдя, сказал Ему: благой Учитель! что мне сделать доБЛОГо, чтобы иметь вечную жизнь?
Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в вечную жизнь, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и люби твоего ближнего, как самого себя.
Юноша говорит Ему: я сохранил все это от моей юности; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай твое имение и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мной.
Услышав это слово, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
Иисус же сказал Своим ученикам: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому войти в Царство Божье.
Услышав это, Его ученики весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?
А Иисус, подняв глаза, сказал им: людям это невозможно, Богу же всё возможно". (Матф. 19; 16-22).

Юноша, хоть и был в целом праведным, пристрастие к богатству все-таки имел. Он не готов был пожертвовать состоянием ради еще большего приобретения-царства небесного. Очевидно, он был маловерным. Богатство-оно вот, здесь, а царство небесное, вечная жизнь… Надеюсь, вы понимаете, о чем я говорю. Внимательно читаем, что сказал Христос. Трудно богатому войти в вечную жизнь, но трудно- не значит, невозможно! Еще он сказал, что людям вообще невозможно спастись, Богу же всё возможно, то есть сам человек не спасется, если Бог не решит его спасти.
До чего может довести пристрастие к деньгам, можно видеть на примерах самоубийства разорившихся людей. Казалось бы, ну потерял состояние, неужели это конец? Живут же люди и без больших денег. В конце концов, деньги-дело наживное, это как вода, которая приходит и уходит. Стоит ли, разорившись, выбрасываться из окна? Представьте, у вас есть особняк, крутая машина, много денег в банке, золото. Внезапно у вас это все отняли. Если вы подумали, что это конец, и дальше жить не стоит-то действительно, богатство вам будет во вред, возможно, поэтому у вас его и нет и лучше бы и не было никогда! Такое отношение к нему и является грехом. Если же вы готовы к любым поворотам судьбы, сегодня вы богаты, а завтра на хлеб денег нет, но это для вас не конец света, то такое отношение к жизни и приведет вас к подлинному богатству! Не деньги-зло, но сребролюбие, пристрастие к ним!

Очень поучительна на этот счет книга Иова из ветхого Завета. Иов был человеком достаточно состоятельным, имел много скота и прислуги (Иов 1; 3). Случилось так, что он потерял всё.(По промыслу Божьему, кстати). Но он не впал в уныние: "Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно! Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге. (Иов 1; 20-22). Поступил очень разумно, и дело кончилось благополучно: "И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние: у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц." (Иов 42;12)... "После этого Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода; и умер Иов в старости, насыщенной днями" (Иов 42; 16-17).

Очень плохо, что некоторые люди, заинтересовавшись религией, сразу берутся читать серьезные книги, рассчитанные на подготовленных читателей, зачастую предназначенные исключительно для монашествующих. Например, "Аскетические опыты", "Невидимая брань" и т.п. Прежде чем читать какие-нибудь религиозные книги, необходимо посоветоваться с опытным священником, получить на это благословение. Самочинное же чтение таких книг может привести к печальным последствиям. Например, начитавшись жизнеописаний святых отцов, некоторые, не предназначенные для монашества люди, бросают семью на произвол судьбы и уходят в монастырь. Во спасение ли им будет такой поступок? Маловероятно. Неспроста сказано, что дорога в ад устлана монашескими мантиями.

Вот слова Паисия Святогорца на эту тему:

" Монах должен творить божественную правду: и келию свою отдать, если придется, и все, что в ней. Но если кто-то глава семьи, тогда меня не успокаивает то, что он творит эту Божественную правду, так как это может стать причиной скорби других членов семьи. Только когда согласятся все члены семьи, тогда могут творить ее вместе. Ибо если ты монах, то можешь и дом свой отдать ,и ходить сам в одном подряснике, вообще можешь согласиться и терпеть всякое лишение и неправду. Но когда зависят от тебя другие, тогда ты не вправе один осуществлять Божественную правду, в то время как остальные ропщут, страдают и возмущаются.
Когда бывает "теснота", тогда очень много нужно просить у Бога вмешаться. Ибо если не вмешается теперь, когда же вмешается?"

Нищета, скажу я вам, есть великое зло. Особенно если у нищих есть дети.

Это еще подметил Достоевский в романе "Униженные и оскорбленные":
В главе 11 Ихменев, дав милостыню бедной девочке, говорит Ване: "Это я, видишь, Ваня, смотреть не могу",-начал он после довольно продолжительного молчания, "как эти маленькие невинные создания дрогнут от холоду на улице… из-за проклятых матерей и отцов. А впрочем, какая же мать и вышлет такого ребенка на такой ужас, если уж не самая несчастная!.. Должно быть, там в углу у ней еще сидят сироты, а это старшая; сама больна, старуха-то; и.. гм! Не княжеские дети! Много, Ваня, на свете… не княжеских детей! Гм!" Конечно, при СССР это истолковывали так, что во всем виноват монархический строй дореволюционной России, что у бедных не было выхода. Так ли это или нет, я не знаю, при царе не жил, а история, по словам Наполеона-это ложь, в которую все верят! У В. Гиляровского есть рассказ на тему, как некоторым людям, если даже дать возможность прилично жить, они ей не воспользуются. Рассказ называется "Спирька", прочитать можно тут: спирька>>.

Дали этому Спирьке и работу, и приличную по тем временам зарплату. И что толку? Все пропил, и был выгнан. Опять царь виноват?

Многие люди создают семьи, заводят детей, слепо повинуясь инстинкту. Зачастую они не задумываются о том, а смогут ли они обеспечить достойную жизнь своей семье и достойное будущее своим детям. Что хорошего в том, если бедность не позволяет покупать себе и детям качественную пищу, одежду, обувь? А некачественная пища и одежда плохо влияет на здоровье. Дать детям хорошее образование, опять требуются деньги! Так зло ли они? Конечно, нет, если распоряжаться ими с умом. Наоборот, постоянный их недостаток-это очень плохо, впрочем, как и излишество.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял в 2000г. социальную доктрину. Как отмечается в преамбуле, данный документ отражает "базовые положения православного учения по вопросам церковно-государственных отношений к ряду современных общественно значимых проблем".

Принятие социальной доктрины - знаменательное событие в истории Православия. Никогда прежде Православной Церковью не принимался официальный документ, охватывающий столь широкий спектр вопросов современной жизни. Теме собственности специально посвящена VII глава документа. Вот некоторые выдержки из нее:

"Церковь не определяет прав людей на собственность. Однако материальная сторона человеческой жизни не остается вне ее поля зрения. Призывая искать прежде всего "Царства Божия и правды Его" (Мф. 6, 33), Церковь помнит и о потребностях в "хлебе насущном" (Мф. 6, 11), полагая, что каждый человек должен иметь достаточно средств для достойного существования. Вместе с тем Церковь предостерегает от чрезмерного увлечения материальными благами, осуждая тех, кто обольщается "заботами, богатством и наслаждениями житейскими" (Лк. 8, 14).

Имущественное положение человека само по себе не может рассматриваться как свидетельство о том, угоден или неугоден он Богу. В Священном Писании не содержится порицания богатства как такового. Владея значительным имуществом, не согрешает тот, кто использует его согласно с волей Бога, Которому принадлежит все сущее, и с законом любви, ибо радость и полнота жизни - не в приобретении и обладании, но в дарении и жертве. Церковь призывает христианина воспринимать собственность как дар Божий, данный для использования во благо себе и ближним. В то же время Священное Писание признает право человека на собственность и осуждает посягательство на нее.

Церковь признает существование многообразных форм собственности.
Церковь не отдает предпочтения ни одной из этих форм. При каждой из них возможны как греховные явления – хищение, стяжательство, несправедливое распределение плодов труда, так и достойное, нравственно оправданное использование материальных благ.

Отторжение и передел собственности с попранием прав ее законных владельцев не могут быть одобрены Церковью. Исключением может быть такое отторжение собственности на основе соответствующего закона, которое, будучи обусловлено интересами большинства людей, сопровождается справедливой компенсацией. Опыт отечественной истории показывает, что нарушение этих принципов неизбежно приводит к социальным потрясениям и страданиям людей".

Безусловно, принятие этого документа важно и полезно. Тем более, что православная традиция по целому ряду причин не уделяла достаточного внимания хозяйственно-экономическим проблемам. Между тем, эта сфера современной жизни так нуждается в ее нравственном и экзистенциальном осмыслении.

Конечно, можно по этой теме много еще написать, но делать это я не буду, считая, что написанного достаточно. Пора сделать выводы.

1. Богатым быть хорошо. Нищим быть плохо! Богатство не является грехом, если им разумно распоряжаться.

2. Многие люди берутся судить о тех вещах, о которых имеют очень смутное представление. Кто-то считает себя верующим, толком не зная, во что он верит, кто-то наоборот, заявляет, что религия, церковь-зло, опиум, призывает не слушать попов, и т.д. Мудро сказал Серафим Саровский: "Писание следует читать для пользы душевной, а не для того, чтобы использовать полученные знания для управления людьми." Некоторые личности сами для себя выдумывают собственную религию, в которую и верят, бывает, заражают ей других. Так и образуются секты.

3. Если бы не было богатых, некому бы было заботиться о бедных. С другой стороны, стали бы все богатыми, кто бы, например, улицы подметал? Все продумано! Но это не значит, что дворник не имеет права стать бизнесменом!

4. Можно ли молиться об улучшении материального благополучия? Нужно! Есть "специальный" святой, которому молятся об этом. Это Спиридон Тримифунтский. Помогает устроиться на хорошую работу, решить жилищные вопросы, и т.д.

5. Является ли церковь "чудодейственной таблеткой"? Достаточно придти туда, поставить свечку, помолиться, и все сразу чудесным образом наладится? Нет!!! Для достижения чего-либо необходима борьба, как мне лично сказал один священник, даже может потребуется жертва, не обязательно деньги, например, читать акафист сорок дней подряд-это тоже является жертвой! Из книги "Беседа о молитве":

"Когда попадает жук в стеклянную банку и сидит там тихонько, то думаешь: "А!.. Он, наверное, уже сдох". И оставляешь его без внимания. А когда этот жук все же барахтается. то думаешь: "Бедный, сколько он там уже барахтается! Надо его вытащить оттуда, он же не вылезет из этой банки сам". Вынимаешь его, выпускаешь на свободу, и он бежит. Так, думаю, и я перед Богом: если я сижу, ничего не делаю в своем нерадении, то я-все равно как этот мертвый жук. А если я хоть что-то делаю, то Господь по милосердию Своему,-не по моим делам, а по Своему милосердию, потому что все-таки я барахтаюсь-пожалеет и меня, и изымет меня из "рова страстей и тины"(Пс. 39;3). "

6. Наша православная церковь, как впрочем и другие вероучения, крайне негативно относится к бездельникам, халявщикам и прочим паразитам. Известно ли вам, что попы не подают милостыню? Если нищий прямо об этом попросит попа, тот может предложить ему посильную работу за вознаграждение. Но каждый ли нищий согласится на это? Кто реально нуждается, да. Тунеядцы, косящие под нищих, нет. Так что, раздавая милостыню, следует давать её только тем, кто действительно нуждается.

7. Совместимо ли православие(или еще какая религия), и бизнес? Да, конечно, если при этом не нарушаются законы и морально-нравственные принципы.

8. Церковь не считает Интернет и компьютеры злом. На мой вопрос об этом священник ответил, что вполне можно заниматься заработком в сети Интернет, если есть к этому способности.

9. Для некоторых людей религия на самом деле является опиумом. Для тех, кто не способен думать. Некоторые люди прикрывают свои недостатки искаженным, без понимания смысла, цитированием Библии. В частности, оправдывают свое нищенское положение тем, что деньги-зло. Впрочем, об этом я уже говорил.

10. Религиозные предрассудки могут мешать наладить жизнь. Например, об ИНН. До сих пор есть люди, боящиеся этого, как черти ладана. Заняться бы бизнесом, да ИНН принимать придется, а это грех.. Идиоты! В 2001 году на пленуме Синодальной Богословской комиссии было заявлено, что принятие или не принятие ИНН является гражданским, а не религиозным делом. Богословская комиссия также отметила, что вопреки распространяемым слухам, ИНН печатью антихриста не является!

Что сказал лично мне священник на вопрос о ИНН? "Принимать можно, хотя это и не есть хорошо, и вовсе не с точки зрения православия. Зачем нужен лишний контроль за доходами? Короче, если есть возможность заниматься бизнесом без регистрации в налоговой, без ИНН-занимайся!Недостойно наше государство, чтоб ему налоги платить! И раз некоторые священники до сих пор считают ИНН злом, можешь в случае чего сказать, что послушал такого, и поэтому не оформлялся. Вряд ли это от штрафа спасет, конечно, но все-таки." А действительно, неплохая отмазка... На работу когда устраивался, попробовал так и сказать, не буду оформлять ИНН по религиозным убеждениям! И что вы думаете? Приняли так!

11. Если жертвовать деньги на храм, действительно ли вам вернется в стократном размере? Кому как, мне возвращалось, ровно в стократном. Главное, помните, кладя деньгу в жертвенник, никто не должен вас видеть, никому нельзя об этом рассказывать, не следует также думать про себя, какой я молодец, жертвую вот. Это фарисейство, и тогда ничего не выйдет. Лучше с этой целью специально прийти днем в храм, в непраздничный день, когда там никого нет. Кто то не поверит, но это работает... Впрочем, помнить о том, что "нашел-молчи, и потерял-молчи" следует всегда. А также о том, что "Господь хранит душу твою, покуда хранишь язык твой".

Теперь обещанные статьи об отношении других религий к богатству:

ИСЛАМ>>

ИУДАИЗМ>>

ИНДУИЗМ>>

БУДДИЗМ>>

Читайте также: как впустить деньги в свою жизнь