Налоги и налоговые схемы

Своевременное и умелое выполнение требований по уплате налогов позволит предпринимателю сэкономить время, избежать штрафов за нарушения и сохранить уверенность в своем деле.

Занимаясь бизнесом, всегда необходимо помнить о том, что для достижения успеха необходимо поддерживать учетные записи и документацию в абсолютном порядке. Учет необходимо вести постоянно, потому что налоговые службы всегда требуют самых подробных отчетов, и несвоевременное заполнение налоговых деклараций может привести к нежелательным проблемам, которых на самом деле довольно просто избежать, если позаботиться об этом заранее.

Налоговая декларация

Это словосочетание многих повергает в уныние.

Между тем, некоторым удается даже экономить на этом вполне законными методами.
Налоговая декларация или декларация о доходах является документом, который предприниматель представляет в обязательном порядке в органы налоговой инспекции для взимания налоговых платежей.

В декларации должны указываться все виды доходов от различных видов деятельности (заработная плата, гонорары, доходы по ценным бумагам, выручка в результате индивидуальной трудовой деятельности и частного предпринимательства). Искажение данных о доходах и несвоевременное представление декларации приводит к проблемам и осложнениям, которых лучше не допускать.

Предприниматель, занимающийся индивидуальной деятельностью, должен платить подоходный налог, налог в пенсионный фонд, налог в фонд обязательного медицинского и социального страхования.

Подоходный налог взимается в зависимости от дохода за год. Под доходом понимается разность между выручкой и документально подтвержденными затратами. Причем если в каком-то месяце у вас были только затраты и не было дохода, то эти затраты считаются непроизводительными и исключаются из рассмотрения. Поэтому стоит предусмотреть, чтобы Аля каждого месяца у вас были бы некоторые доходы.
Для индивидуального предприятия существуют и другие виды налогов. О необходимости платить эти налоги, их
размеры и порядок выплаты следует узнать в налоговой инспекции по месту регистрации предпринимателя.

Такая система налогообложения называется традиционной

Она предусматривает отчетность предпринимателя перед налоговой инспекцией фактически один раз в год — при подаче декларации о доходах.
Кроме традиционной системы налогообложения, существует так называемая упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, которая состоит в том, что предприниматель оплачивает патент, который выдается на вид деятельности на один календарный год органом государственной власти. Как правило, стоимость патента для конкретного вида деятельности рассчитывается на основании данных по аналогичным видам деятельности, полученных при проверках других предпринимателей.

Занимаясь бизнесом, не следует забывать, что вопросы налогов порой столь сложны, что вам не раз придется пользоваться консультациями специалистов.
Закон предусматривает ряд льгот по налогу, общая сумма которых не должна уменьшать сумму налога на прибыль более чем на 50 %.

При исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль уменьшается, например, на сумму прибыли, направляемую на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение, освоение производства, а также на ввод новых мощностей по предприятиям нефтяной промышленности, производства продовольствия, медикаментов и товаров народного потребления (по перечню, определяемому правительством), оборудования для переработки продуктов питания, производства медицинской техники.

Облагаемая прибыль уменьшается также на сумму затрат, осуществляемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий (в соответствии с утвержденными местными органами власти нормативами затрат), по содержанию находящихся на их балансе объектов здравоохранения, домов престарелых и инвалидов, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, объектов культуры и спорта, учреждений народного образования, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий в содержании указанных объектов и учреждений.

Законом предусмотрено уменьшение облагаемой прибыли в размере 50 % от норматива в случае направления части прибыли на оказание помощи своим работникам для индивидуального и коллективного жилищного строительства, а также другие налоговые льготы.

Имея необходимую информацию о налогах, а также четкое представление о финансовом положений фирмы, можно разумно планировать будущие операции, согласовывать расходы с доходами, нанимать нужных работников, одалживать необходимые суммы и расширять сферу влияния.

Если вы приобретете компьютерные системы учета в самом начале, то по мере развития бизнеса не придется все время пересматривать и перепроверять учетные записи, что очень благотворно скажется на общем ходе дел.
Каждый успешный предприниматель стремится к тому, чтобы перечень расходов, свободных от налогообложения, стал как можно шире. Подобные расходы разрешены в том случае, если они имеют прямое отношение к бизнесу.

Кроме того, товары, купленные на эти суммы, необходимо использовать в течение одного года со дня покупки. В этой ситуации может очень пригодиться совет опытного бухгалтера.
Если вы планируете приобрести товар, который будет служить вам дольше года,то такие расходы обычно не вычитаются (по крайней мере, полностью) из общей суммы налогов за прошедший год. Б этом случае используется так называемая формула расчета амортизации, которая может пригодиться для сохранения активов фирмы.

В западной практике бизнеса и заработка денег "на дому" одним из главных преимуществ является то, что предприниматель имеет право вычесть из налоговой суммы определенный процент, куда будут входить различные затраты на эксплуатацию дома — плата за жилье, отопление, удобства, а также расходы по закладным.

Однако чтобы воспользоваться этим преимуществом, необходимо доказать, что определенная часть вашего дома используется исключительно для бизнеса. Вы не можете требовать вычета из суммы налогов, если ваш офис занимает часть спальни или кухни. Опытный бухгалтер может проконсультировать о том, какие уступки разрешены в вашем регионе.

Чтобы убедиться в том, что вы учли все расходы, необходимо сохранять все квитанции и расписки, а также вести аккуратный учет на обслужтгвание автомобиля. Налоговая служба вполне может отвергнуть притязания предпринимателя, если они не подтверждены официальными документами.

Ниже приводится перечень тем, которые вы непременно должны обсудить с вашим бухгалтером:

  • автомобиль и расходы по его обслуживанию
  • домашний офис (если он есть)
  • развлечения и связанные с ними издержки
  • путешествия
  • безнадежные долги
  • страховка
  • образование и профессиональное развитие
  • членство в торгово-промышленных организациях
  • зарплата (если вы нанимаете на работу членов семьи)
  • оборудование
  • интерьер
  • проценты на капитал

Во всех вопросах, имеющих отношение к налоговым вычетам, очень важен совет настоящего профессионала. Налоговые правила очень часто меняются, и бывают такие ситуации, когда правильное решение можно принять только при помощи специалиста. Обратитесь к опытному бухгалтеру, который расскажет вам, как можно снизить сумму выплачиваемых налогов и увеличить прибыль, не выходя за рамки закона.

Налогообложению бизнеса, в том числе и малого, посвящено достаточно литературы и этим вопросом многие предприниматели занимаются отдельно. Однако не следует забывать, что налоговые правила представляют собой очень сложный, запутанный и непостоянный предмет, разобраться в котором в одиночку бывает не под силу.
Попытка вести учет всех расходов в одиночку, без опоры на поддержку посторонних напоминает ситуацию, когда человек в сложных случаях пытается сам себя вылечить от болезни или защитить в суде.

Это один из случаев, когда предпринимателю просто необходимо заплатить за консультацию и услуги опытных профессионалов.
Тем не менее, не следует забывать о том, что можно сохранить собственные деньги и время специалиста, если поддерживать учетные книги и записи в должном порядке.
Ошибки и ответственность.

Независимо от санкций в отношении предприятия его руководитель и главный бухгалтер несут ответственность как административную, так и уголовную. В отличие от финансовых санкций, взыскиваемых в бесспорном порядке, административный штраф наложить не просто, так как действует Кодекс "Об административных правонарушениях".

Предпринимателю, привлекаемому к ответственности, надо знать, что административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - со дня его обнаружения, Кроме того, практически исключается "заочный приговор", то есть

ПРОТОКОЛ ДОЛЖЕН ОБЯЗАТЕЛЬНО СОСТАВЛЯТЬСЯ Б ПРИСУТСТВИИ ПРИВЛЕКАЕМОГО, КОТОРОМУ ДОЛЖНЫ ВЫТЬ РАЗЪЯСНЕНЫ ЕГО ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ.

Рассмотрение дела в отсутствие привлекаемого лица может проводиться только в случае, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения Дела, и если от него не поступило ходатайства об отложении рассмотренного дела. Причем основанием для ходатайства могут быть любые причины: командировка, болезнь, отпуск, большой объем работы и др.

Решение о наложении штрафа может быть обжаловано в 10-дневный срок в вышестоящую налоговую инспекцию, то есть в городскую инспекцию или в суд по месту жительства предпринимателя. В отличие от финансовых санкций, подача жалобы автоматически приостанавливает взыскание. Административный штраф "за нарушение порядка ведения учета" налагается практически на всех руководителей и главных бухгалтеров предприятий, подвергнутых документальной проверке, но, к сожалению, мало кто их оспаривает.

Процедура обжалования налоговых исков

При несогласии с фактами, изложенными в акте документальной проверки, произведенной налоговым органом, предприниматель может отказаться от подписания акта и представить письменное пояснение своего отказа. На основании акта, в котором зафиксированы нарушения налогового законодательства, влекущие наложение санкций, налоговая инспекция выносит решение, которое должно быть подписано начальником инспекции или его заместителем.

Списание со счета предпринимателя производится путем выставления инкассового поручения, в котором должна быть ссылка на решение налоговой инспекции, На основании этого решения производится взыскание.

Предприятие, не согласное с выводами инспекции, может обжаловать их в арбитраже.
Между вынесением решения и выставлением поручения проходит обычно не менее 3—5 дней. Если за это время не удалось подать исковое заявление о признании недействительным решения, то имеет смысл ходатайствовать о приостановлении взыскания. Такие ходатайства арбитражный суд часто удовлетворяет.

Если в инкассовом поручении нет ссылки на решение налоговых органов, то предприятие может также через арбитраж требовать признать поручение не подлежащим исполнению, если оно не исполнено.

Если же списание со счета предприятия уже произведено, надо подавать иск о возврате неправомерно взысканных сумм из бюджета, поскольку, согласно Конституции, "никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда".

Двойное налогообложение

Двойное налогообложение - двукратное взимание налогов с одного источника доходов или применение двух национальных систем налогообложения одновременно. В международной практике двойное налогообложение связано с одновременным удержанием аналогичных налогов в разных странах вследствие подчиненности налогоплательщика и объекта налогообложения юрисдикции этих государств.

Заинтересованные стороны договариваются о распределении доходов, облагаемых налогами, или исключении двойного налогообложения. В ООН в 1979 году была разработана типовая конвенция об устранении двойного налогообложения в отношениях между заинтересованными государствами. СССР подписал соглашение "Об исключении двойного налогообложения" с 15 зарубежными странами, при этом четыре из них (Австрия, Великобритания, Финляндия и Швейцария) полностью освобождают от налогообложения все возможные виды прибылей (дивиденды, проценты, роялти), вывозимые из этих стран. При отсутствии соглашений переводимая за границу прибыль обычно облагается дополнительным налогом в размере 20-25 %.