Как заработал состояние Генри Форд

как разбогател генри фордГенри Форд родился в окрестностях Дирборна, штат Мичиган, США, 30 июля 1863 года, он заметно выделялся среди самых богатых людей мира, которые когда-либо жили на Земле.

Уникальность Форда заключалась в том, что, по словам его современников, все богатства, что он заработал за свою жизнь, есть не что иное, как награда за тяжелый труд, бережливость и выдающуюся деловую хватку. Он не боялся враждебности со стороны Рокфеллеров и Морганов или со стороны баронов-грабителей конца 19-го века. Генри Форд стал классическим символом Американской rags-to-riches истории, живым воплощением правильности пуританской морали.

Свою трудовую деятельность Генри Форд начинал с профессии сельскохозяйственного рабочего, но его пристрастие к машинам, механике быстро оторвала его от земли, и он перешел в механическую мастерскую города Детройта, где сначала работал учеником.

Он некоторое время подрабатывал дежурным ремонтником, а затем устроился на работу в Edison Illuminating Company инженером. Во времена работы на знаменитого Эдисона, где он дослужился до должности главного инженера, Форд начал проводить эксперименты с двигателями внутреннего сгорания у себя в своей собственной домашней мастерской. В 1896 году он уже катался по улицам Детройта на своем самодельном квадрицикле.

форд 999 В 1903 году Генри Форд завоевал репутацию создателя Ford 999- быстрой гоночной машины, и основал фирму Ford Motor Company, где началось производство недорогих, экономичных, и при этом качественных автомобилей, доступных практически для каждого американца.

В 1908 году появилась первая модель Т (от заглавной буквы, с которой начиналось прозвище, которое дали этому автомобилю: Tin Lizzie). Этот год запомнился как компании Форда, так и всей истории развития транспорта в США. Надежный небольшой автомобиль по цене всего 850 долларов, что составляло приблизительно половину цены большинства его конкурентов, модель Т быстро заимела коммерческий успех. В 1911 году годовые продажи Ford Motor Company составляли более чем 10 млн. долларов, но фордовская революция в автомобилестроении еще не наступила.

В 1913 году Форд организовал конвейерную сборочную линию, которая в результате пережила срок жизни модели Т (1928 год) и на которой было произведено 15,8 млн. автомобилей. Для компенсации своим рабочим дегуманизационного эффекта сборочной линии, предупреждения вступление их в профсоюз и для того, чтобы дать возможность покупать автомобили, которые они производили, Форд в 1914 году начал платить 5 долларов за восьмичасовой рабочий день, что было выше обычной оплаты труда в автомобилестроительной отрасли. В 1915 году полмиллиона автомобилей сходило со сборочной линии, каждая из которых продавалась по цене менее 500 дол. Форд действительно снизил цену на свою продукцию. Он верил в то, что американская технология, в конце концов, сможет обеспечить каждого американца материальными благами, необходимыми для нормальной жизни.

В 1918 году Генри Форд выкупил газету-еженедельник "The Dearborn Independent" для того, чтобы публиковать там свои политические взгляды. 22 мая 1920 года газета начала серию антисемитских статей, рассчитанную на 90 выпусков, с выпуска передовой статьи озаглавленной: "Международное еврейство - всемирная проблема". Статьи обвиняли евреев в попытке установить мировой контроль в сферах политики, финансов и торговли путем использования революций, войн, и беспорядков. Генри Форд прекратил выпускать подобные статей к началу 1922 года, тем не менее с 1924 по 1925 год газета опубликовала серию антисемитских статей об Ароне Шапиро, чикагском адвокате, создателе “cooperative marketing arrangements for farmers”. Шапиро подал в суд на Форда, который, в свою очередь, заключил с ним мировую и 27 июля 1927 года опубликовал персональное извинение Шапиро и прекратил все свои атаки на евреев. В конце 1927 года Форд закрыл издание своей газеты.

Несмотря на то, что Форд проиграл свой индустриальный перевес General Motors, не сумев улучшить модель Т и не представив новых моделей вплоть до конца 1920-х, его империя на колесах все еще катилась на момент его смерти в Дирборне 7 апреля 1947 года.

Насколько же он был богат? Не веря в "сентиментальный идеализм" в вопросах денег,
Форд не стремился подражать "филантропии" Д. Рокфеллера. Он распределил около 40 млн. долларов в промежуток между 1908 и 1947 годом, и совместно со своим сыном Эдселом организовал Фордовский фонд в 1936 году, при всем том фонд не стал реципиентом средств, заработанных на автомобильном бизнесе.

Когда Форд умер, он оставил свое главное детище: автомобильный бизнес (приблизительно на 1 млрд. долларов) своему внуку Генри Форду второму.